Все о тюнинге авто

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Особенности и черты русской философии

Оставив позади спорный пункт о научности философии, обратимся теперь к более очевидным её чертам, из которых выделим шесть. (1) Философские размышления - явление общечеловеческое, ибо человек философствует, потому что он Человек - Homo sapiens, то есть разумное существо, у которого "обязанности царя осуществляет разум" (Эразм Роттердамский). Это неразумные животные, приводит пример Декарт, заботятся лишь о своём теле , ищут пищу только для него. Человек же, главной частью которого является ум, в первую очередь должен заботиться о снискании своей истинной пищи - мудрости. Занятие же мудростью и есть философия (36- 1,26). И в самом деле, человек не может замыкаться на своём быте, па себе и только на сиюминутных проблемах. Он мыслит шире и глубже, постоянно задумываясь о смысле и законах бытия. Поэтому все люди в той или иной мере философы.

Вместе с тем (2) философия, как творческий опыт и искусство мышления, - явление индивидуальное. Каждый человек философствует в первую очередь сам и по-своему. Его личностная философия не замахивается на истину для всех, а направлена на поиск своего смысла жизни и истины для себя. Такой поиск укрепляет индивидуальность, независимость человека, его способность к уединению. Не зря Антисфен на вопрос, что даёт ему философия, ответил: "Умение оставаться наедине с собой".

Далее, (3) индивидуальный поиск мудрости непременно предполагает самостоятельность мышления. Главное здесь не усвоение уже добытых знаний, а способность самому наблюдать, анализировать мир и терпеливо искать истину. Философствующий ум не поддаётся готовым воззрениям, а сам создаёт свои взгляды и выводы.

(4) Философия означает свободо- и разномыслие в обществе. Это царство свободного разума, вольный полёт мысли и непринуждённая игра ума каждого индивида. Знаток этой темы Бердяев подчёркивает: я всегда боролся за свободу и независимость философской мысли как в марксистской, так и в православной среде; и всегда верил в освобождающий характер философского познания (5-87,84). В итоге свободного философствования разные люди рождают и сотни разных идей, философских подходов, систем. Иначе и быть не может. Заучивание готовых выводов, подражательное мышление и единомыслие отучают человека думать и убивают всякую философию.

Если в обществе все только "учат уроки", чтобы сдать ЕГЭ, и думают одинаково, в чём тогда сомневаться, о чём спорить и размышлять? Яркий пример бессмысленности подобной учёбы - марксистско-ленинская "философия" в СССР. Эго был стандартный набор незыблемых идеологических схем, гладких "научных выводов" и "единственно верных истин". А "творчество" философов состояло лишь в том, чтобы позаковыристее их обосновать. Такая практика, кстати, противоречила самому Марксу, называвшему философствование "действием свободного разума" (35-1,109).

Отсюда очевидно: вольнолюбивая философия несовместима с идеологией. Несовместима, ибо навязчивая цель последней - заставить мысли людей "петь стройным хором". Идеология надевает на пас одинаковую "жуткую маску" (Ницше), подгоняя бесконечное и радующее разнообразие жизни под надуманные схемы. Все люди по своему мышлению становятся на одно лицо. Философский поиск - это поиск истины. А классовая истина - уже не истина, ибо она есть предвзятый, односторонний взгляд. Вот ложь может быть классовой, говорит Бердяев, а классовая истина - нелепость (5-112).

  • (5) Философии присуща критичность. Думающий человек понимает сложность, противоречивость, изменчивость бытия. Понимает субъективность восприятия мира людьми и относительность всякого знания. Поэтому он всегда полон сомнений, не принимает на веру сложившихся мнений, готовых решений и догм , всегда может переосмыслить и по-новому оценить события. Критичность и особенно самокритичность благотворны, помогают избавиться от ошибок, заблуждений, застоя в мышлении. Они - двигатель прогресса.
  • (6) Философские поиски бесконечны. Ни одну из своих проблем философия не может решить раз и навсегда, окончательно. Потому что сами эти проблемы вечны. В чём смысл жизни? Как человеку примириться с неизбежной смертью? Почему люди любят и ненавидят друг друга? Отчего одни горюют над сломанной веточкой, а другие готовы убить целое дерево, чтобы поставить себе гараж?.. Подобные вопросы философы задают веками. Но в ответах на них неизменно ставится многоточие. Воистину: "горе той философии, которая всё решить хочет", говорит Карамзин (25-19).

Некоторые в связи с этим упрекают философов в бесплодности их раздумий. Возник даже особый термин - "скандал в философии", отражающий факт отсутствия у неё общепризнанных результатов. Дескать, несмотря на свои тысячелетние поиски, любители мудрости не выработали практически ни одного положения, истинность которого была бы очевидной для всех.

Да, единодушия у философов нет. Каждый гуляет (философствует) сам по себе. Но ведь философии - свободное плавание идей. Она - вроде гибкого "мирового разума", через который думающие люди многих поколений пытаются сквозь века познать меняющийся мир и самих себя. Возможны ли и нужны ли здесь единые твёрдые выводы для всего человечества?

Ответ на сей вопрос вроде бы ясен: не нужны. Однако как быть с учебной литературой по философии? В ней много уже готовых текстов и подчас однозначных оценок. Не мешают ли они вольному полёту мысли? Чтобы разобраться, рассмотрим два вида философии.

  • Догма [от греч. dogma(tos) - мнение; учение] - положение, принимаемоена веру в качестве истины, неизменной при всех обстоятельствах, гь Догмат -положение религиозного вероучения, принимаемое за непреложную истину;догма, гь Догматизм - некритическое мышление, опирающееся на догмы.

1. Основная специфика философского знания заключается в егодвойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием - предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, чтофилософия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?


Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Материализм;

Вульгарный материализм;

Дуализм;

гносеологической (познавательной) стороны:

Гностицизм;

Агностицизм;

Эмпиризм (сенсуализм);

Рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм;

Идеализм;

Дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

Материя реально существует;

Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и развивается по своим внутренним законам;

Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные

французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма - опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм ("линия Платона") - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

Субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

Реально существует только идея;

Идея первична;

Вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

"мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

"мир вещей" - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

Каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

Большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

Отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

Все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

Идеи существуют в разуме человека;

Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

Существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной);

В человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная;

Материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

Основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм - направление в философии, сторонники которого

(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Эмпиризмом (сенсуализмом);

Рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма (от лат. ratio - разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

Мир познаваем;

Возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

Мир непознаваем;

Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - "вещи в себе".

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов,основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

2. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Чтобы определиться с сущностью познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. При этом субъект познания трактуется как активное начало в познавательном процессе. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в терминологии И. Канта - «вещь в себе»). Субъектом познания может выступать отдельный человек, научно-исследовательский коллектив, в определённом смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе. Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности.

Чувственное познание и его формы

Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных границах. Например, зрительные ощущения отображают сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. Всё, что находится за границами этого интервала, не воспринимается человеческим глазом.

Существуют многочисленные факты, свидетельствующие об ограниченности возможностей других органов чувств человека. Однако человек способен выйти за пределы непосредственного данного в чувствах с помощью использования различных технических средств (микроскопа, телескопа и т. п.).

Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями. «…Поэтому имеющихся у человека органов чувств, - как писал Л. Фейербах, вполне достаточно для познания мира».

Первую форму чувственного познания (ощущение) характеризует наличие анализа: органы чувств фиксируют из множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания - в восприятии.

Восприятие - это целостный, структурированный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с предметами внешнего мира. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние - о его запахе. Восприятие даёт информацию об объекте в его целостности.

Представление - третья форма чувственного познания. Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах - в виде образов памяти и воображения. Каков механизм возникновения представлений? Образ предмета в своей памяти можно воссоздать в том случае, если этому предшествовал процесс непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Иначе говоря, представления формируются на основе уже существовавших ранее ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. При этом чувственный образ, сформированный представлением, отличается от того образа, который существовал при непосредственном восприятии предмета. Каковы его отличительные черты? Во-первых, в нём отображается только то, что обусловлено интересами субъекта познания. Во-вторых, этот образ включает в себя более общие черты и в этом смысле лишён красочности и индивидуальности.

Итак, представление - это образ ранее воспринятого предмета или явления благодаря памяти и воспоминанию. Однако представление может существовать и как образ, созданный продуктивным воображением. Иначе говоря, представить можно и то, что в действительности не существует и никогда не существовало. Это означает, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. Примером такого рода представлений являются мифологические и сказочные образы. Вместе с тем, воображение, фантазия также необходимы в научном познании. Здесь формирование научных представлений носит подлинно творческий характер, так как эти образы являются оригинальными продуктами научной, технической и художественной деятельности.

Представление, несмотря на более сложный механизм его возникновения по сравнению с ощущением и восприятием, является еще формой чувственного познания, так как имеет чувственно-наглядный характер.

Вместе с тем, представление является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

3. Рациональное познание и его формы

Рациональное познание - это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.

Формы рационального познания (мышления) - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие - такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Образование понятия - сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстрагирование. Сравнение позволяет мысленно сопоставить один предмет с другим, выявить признаки сходства и различия между ними. Обобщение даёт возможность на основе тех или иных общих признаков мысленно объединять однородные предметы. Абстрагирование - операция, позволяющая пренебречь несущественными, второстепенными свойствами предметов и явлений во имя существенных свойств. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, так как участвуют в едином процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «дерево», люди, с одной стороны, отвлекаются от несущественных для этого понятия признаков, таких как форма листьев, их цвет и т. п., а с другой стороны, выделяют те общие и существенные признаки, которые определяют содержание этого понятия. Этими свойствами, в частности, являются наличие ствола и кроны. Итак, дерево - это растение, имеющее ствол и крону.

Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.

Образование новых понятий - свидетельство того, что познание сопровождает человечество на всех его этапах. Особенно это заметно в связи с возникновением новых понятий в сфере науки. Выявление новых свойств объектов познания, а также отношений между ними приводит к появлению новых научных понятий. Любая наука характеризуется наличием своего особого понятийного аппарата. В понятийный аппарат философии, например, входят такие понятия, как «бытие», «материя» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др. В основе социально-экономических наук лежат понятия «общество», «производство», «потребление» и целый ряд других понятий, отражающих экономическую жизнь и социально-экономическое развитие общества.

Научные понятия имеют различные сферы своего использования. Одни понятия применяются лишь в рамках одной науки, другие же успешно используются в различных науках. Например, понятия «пространство» и «время» используются не только в философии, но также в физике, астрономии и др.

Для современной науки характерно наличие интеграционных процессов, что обусловливает существование так называемых общенаучных понятий «на стыке» различных наук (примером такого рода понятий является понятие «информация»). Появление общенаучных понятий также объясняется широким взаимодействием между естественными, техническими и социальными науками. Это привело к появлению понятий, имеющих общенаучный характер к которым, в частности, можно отнести понятия «система», «организация», «управление».

Более сложной формой мышления (в сравнении с понятием) является суждение. Суждение- это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. п. Посредством суждения раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, наукой установлено, что медь обладает теплопроводностью. Наличие этой связи между медью и её свойством позволяет сделать суждение: «медь теплопроводна». Наряду с суждениями, в которых утверждается наличие того или иного свойства предмета, возможны суждения, отрицающие наличие определённого свойства у предмета мысли. Примером такого рода суждений является следующее суждение: «медь не пропускает солнечный свет».

Суждение - одна из ведущих форм мышления и в научном познании. Все научные утверждения (в том числе формулировки законов науки) имеют форму суждений.

Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании.

Чтобы уяснить сущность умозаключения как формы мысли, сравним две разновидности знаний, которыми человек пользуется в своей жизнедеятельности. Это знания непосредственные и опосредованные. Знания, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д., называют непосредственными. Они могут быть выражены следующими суждениями: «студенты записывают лекцию», «идёт дождь», и т. п.

В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это такие знания, которые получены путем выведения из других знаний. Умозаключение - это такая форма мысли, благодаря которой происходит вывод нового знания. Иными словами, под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известных знаний, выраженных определёнными суждениями, выводится новое знание.

Всякое умозаключение представляет собой логический вывод одних суждений из других. В зависимости от характера этого вывода выделяются следующие два типа умозаключений: индуктивные и дедуктивные.

Индуктивные умозаключения позволяют сделать общий вывод на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему. Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон, который трактовал индукцию как важнейший методом открытия новых истин в науке.

Индукция широко применяется в научном познании для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. Например, на основании многочисленных единичных опытов по электропроводности отдельных металлов в физике был сделан общий вывод об электропроводности всех металлов.

По мере развития естествознания становилось все более очевидным, что методы классической индукции далеко не всегда могут рассматриваться как универсальное средство в научном познании, которую им приписывали Ф. Бэкон и его последователи вплоть до конца XIX в.

В науке Нового времени начинает осознаваться роль дедуктивного метода в познании. Его основоположником является математик и философ Р. Декарт. Дедуктивная методология Декарта была прямой противоположностью эмпирическому индуктивизму методу Бэкона. Декарт преувеличивал роль интеллектуальной стороны познания за счёт опытной.

Дедуктивные умозаключения характеризуют процесс получения частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной железной проволоки (зная, что железо - металл).

Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.

Но, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе научного познания, эти два метода не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответствующем этапе познавательного процесса.

Это обусловило тот факт, что разграничение дедуктивной и индуктивной логики продержалось до XIX в. С этого периода времени дедуктивная и индуктивная логика рассматривались как две взаимосвязанные части.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания, как было уже отмечено, имеет свою специфику и существует в своих формах.

Иной взгляд на соотношение роли чувств и разума в познании представлен в сенсуализме и рационализме.

Сенсуализм (от лат. чувство, ощущение) - теоретико - познавательное направление, выводящее все знания из чувственных восприятий. В античной философии сенсуалистами были эпикурейцы. В Новое время основы сенсуализма представлены в известном выражении Локка: нет ничего в разуме, чего бы ранее не было в чувствах. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей. Противоположная сенсуализму позиция - рационализм.

Рационализм (от лат. разум, разумный) - направление в философии, утверждающее неограниченные возможности разума в познании. Как целостная гносеологическая система рационализм сложился в Новое время и представлен в работах Декарта, Спинозы, Лейбница и др. В рационалистических учениях недооценивается роль чувств в познании мира. Кант пытался примирить идеи сенсуализма и рационализма. Он полагал, что всякое наше знание начинается с чувств, а заканчивается в разуме.

Истина – онтологическая и гносеологическая характеристика мышления в его отношении к действительности. В философии существует несколько трактовок истины:
- «корреспондентская теория истины», восходящая к Аристотелю, гласит, что истиной является соответствие знаний человека о действительности самой действительности . Данная концепция долгое время доминировала в научном познании. Впоследствии в неклассической философии был сформулирован ряд альтернативных концепций истины;
- основоположник экзистенциализма М. Хайдеггер определяет истину как самораскрытие бытия, непотаённость (алетейа, греч. аletheia – несокрытость, непотаенность). Он видит в бытии (экзистенции) человека то условие, через которое говорит о себе истина бытия. Истина бытия дает о себе знать, например, через экзистенцию поэтов. Не мир нужно рационализировать, чтобы воссоединить его с человеком, а человека иррационализировать, чтобы воссоединить его с миром. И как только удастся, заявляет Хайдеггер, рассмотреть человека по-новому, т. е. раскрыть его сущность как экзистенцию, будет видно, что никакого разрыва между человеком и миром реально нет ;
- когерентная концепция истины (лат. cohaerentia – связь, сцепление) провозглашает истинным только те знания, которые самосогласованны и логически непротиворечивы. Решение вопроса об истинности определённого высказывания сводится к установлению его согласованности (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками ;
- представители прагматизма (греч. pragma - дело, действие) определяют меру меру истинности практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достигает человек .
Марксистская трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:
– объективность – независимость содержания истины от отдельных людей;
– субъективность – поскольку истину познают люди, она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)
– истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна .
Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина
понимается, во-первых, как предельно точное, полное, законченное знание объекта; во-вторых, как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (так называемые вечные истины). Это цель, к которой стремится познание людей, но целиком обладать абсолютной истиной невозможно, так как мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и неостановим в изменениях .
Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин .

Относительная истина – объективное, но неполное знание, которое затем может уточняться и дополняться, она отражает объективную истину на определённом этапе исторического развития общества, в пределах конкретных условий и достигнутого уровня знаний.
Каждая относительная истина содержит в себе определённую долю абсолютной истины.
Таким образом, человеческие знания всегда относительны, так как зависят от уровня развития общества, познания и исторических условий.
Познание представляет собой процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными.
Абсолютная истина складывается из множества относительных, и чем выше уровень познания, тем полнее приближение к абсолютной истине, но это процесс бесконечен, что связано с абсолютным характером движения и развития.
Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные виды истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами .
Кроме названных, выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии.
Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная. При этом постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.

Заблуждение
- знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.
Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации –передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.
Все эти явления имеют место в научном знании.

2. В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Р.Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. К. Поппер пришёл к выводу, что истина принципиально недостижима. То, с чем имеет дело реальная наука, представляет, по его мнению, сочетание истины и элементов заблуждения - правдоподобие. Смена одной научной теории другой означает, по его мнению, рост правдоподобия. Так, гравитационная теория Ньютона имеет большее правдоподобие, чем теория Кеплера, а общая теория относительности Эйнштейна более правдоподобна, чем теория Ньютона . Теорию Поппера можно рассматривать как попытку подойти к понятию относительной истины.
В марксистской философии критерием истины считается практика . Практика – активная деятельность людей по освоению и преобразованию природы и общества с целью удовлетворения своих потребностей. Важнейшие формы практики: - материальное производство (труд); социальная деятельность; научный эксперимент; техническая деятельность.
Функции практики в процессе познания:
- практика является источником познания. Она даёт ему фактический материал для обобщения и теоретической обработки, она является и материальным источником познания, вооружащим его необходимым оборудованием;
- практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами;
практика является целью познания. Знания нужны человеку не сами по себе, а для практического преобразования окружающего мира, для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества;
- практика представляет собой и решающий критерий истины. Практический результат подтверждает либо опровергает все теоретические построения, показывает, насколько верно люди понимают то, что изучают.
Критерия практики вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины.

Философия: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

2. Характерные черты русской философии

Для правильного восприятия творчества русских философов важно хотя бы в общем виде представить наиболее существенные признаки отечественной философии в целом. В своих главных накоплениях русская философия развивалась как религиозная, идеалистическая, как философия дела.

Религиозной она была, в первую очередь, потому, что в центре ее стояли идеи Православия. Начиная с А. С. Хомякова, русские философы исходили из мысли, что Православие выражает иное восприятие и понимание христианства, нежели католичество и протестантизм. Заметим, что подобная позиция была характерна и для многих духовных предшественников Хомякова. В частности, истоки ее обнаруживаются уже в творчестве Илариона. Идеалистической – поскольку примат отдавался духовному творчеству, ее цель была направлена на выработку моральных установок, способствующих осуществлению праведной, цельной жизни. И, наконец, она была философией дела, ибо ее творцы стремились осмыслить истолки и движущие силы становления российского государства, осознать миссию России в мире; здесь проявился историософский xapaктер русской философии.

Отсюда следует, что русская философия сосредоточивалась преимущественно на проблемах этики. Такое, хотя и справедливое, мнение подводит к ее односторонней оценке, что отмечал и Н. О. Лосский.

В самом деле, начиная с XVIII века, все разделы отечественной философии как науки разрабатывались русскими мыслителями достаточно полно и всесторонне. Это – история философии, онтология, гносеология, логика, эстетика, и, конечно же, этика.

Несмотря на то, что миропонимание русских философов тяготело к его христианскому выражению, тем не менее оно было пронизано «подчеркнутым онтологизмом». В познании бытия, в проникновении в человеческую природу на первое место ставились онтологические или бытийственные связи и изменения, происходящие в мире и личности. В основе мира они видели конкретные начала и, отстаивая учение об его органической целостности, причину нравственной и душевной эволюции человека усматривали в его неразрывной взаимосвязи с этим миром.

Так, в учении о Боге и Его связи с миром, они прибегали не столько к логическим умозаключениям, сколько к живому опыту «встречи с Богом». Многие философы свои личные религиозные переживания отразили в философских произведениях. И. А. Ильин (1883–1954) этой проблеме посвятил одно из лучших своих сочинений – «Аксиомы религиозного опыта». Показательно, что писал он его более тридцати лет.

Сегодня широкое распространение получило понятие «русский космизм». И это неслучайно, поскольку многие из философов уделяли специальное внимание космологическим проблемам. В результате их христианское мировоззрение приобретало космологический характер. Наиболее ярко это проявилось в софиологии, значительное место разработке которой отводил Вл. Соловьев, а последующее развитие она получила в трудах П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова и В. В. Зеньковского. Но самое впечатляющее изложение представлений о связях человека с космосом содержится в сочинениях Н. Ф. Федорова, главная тема которых – преодоление смерти и исполнение «общего дела» – воскрешение всех когда-либо живших на Земле людей.

Попытки проникнуть в глубинные тайны строения мира опирались на многовековую философскую традицию. Издавна в истории философии разрабатывался принцип единосущия – наличия глубоких онтологических связей, объединяющих все существа мира, преодолевающих пространственные и временные границы. Этой проблеме уделяли внимание, начиная с Платона и Аристотеля, Фихте, Шеллинг, Гегель, многие другие философы, в том числе и русские мыслители. Особая заслуга в ее решении принадлежит П. А. Флоренскому, который сознательно ввел понятие единосущия в свое учение о строении мира по аналогии с его богословским значением. Он положил его в основу представления о христианской любви, онтологически (бытийственно) преображающей связи личных существ друг с другом.

Другое центральное для русской философии понятие – понятие соборности. Идея христианской соборности не ограничивалась рамками вероисповедания. Долгие годы она выступала основополагающим принципом державного устройства общества, чему дает примеры история Римской и Византийской империи, а позднее – и России. Идея соборности – ключевой пункт философии А. С. Хомякова. Под соборностью он понимает совокупность единства и свободы множества лиц на основе совместной любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Принцип соборности выступает непреложной основой не только для жизни Церкви, но и для решения многих других проблем, предполагающих синтез индивидуализма и универсализма.

В русской философии широкое распространение получило убеждение в познаваемости мира. Нередко оно выражалось в крайней форме – в виде учения об интуиции как непосредственном созерцании предметов. Так, в теории познания славянофилов имеют место представления о непосредственном постижении реальности, знание о которой они обозначали термином «вера». В последующем идеи интуитивизма встречаются в творчестве многих русских философов. В противоположность кантианскому идеализму они рассматривали интуитивизм как гносеологический онтологизм. Русские философы раньше, чем их западноевропейские коллеги перешли от воззрений о чувственных данных опыта как субъективных психических состояниях наблюдателя к признанию их транссубъективного характера. Получает распространение представление о мистической интуиции, способной давать знание о металогических основах жизни.

И. В. Киреевский и А. С. Хомяков формируют идеал целостного знания, в соответствии с которым восприятие и познание мира в его органическом единстве возможно лишь в опыте, сочетающем чувственную, интеллектуальную и мистическую интуицию. Цельная истина доступна только цельному человеку. Цель познания или искание мудрости содержится не в поверхностном знании, а в самой сущности бытия через преображение, изменение самих людей. Именно такое изменение нас самих при встрече с истиной И. В. Киреевский и называет целостным знанием. И если мы не изменяемся, то есть не растем духовно, то не можем познать истину, (Божественную). Лишь в единстве всех своих духовных сил, чувственного опыта, рационального мышления, нравственного переживания и религиозного созерцания человеку становится доступным познание подлинного бытия мира и постижение трансцендентных истин о Боге. При этом для большинства русских философов при разработке гносеологических проблем на первый план выдвигалась задача сочетать «правду-истину» с «правдой-справедливостью».

Наконец, еще одно примечательное свойство русской философии – это стремление уяснить смысл исторического процесса. Оно базируется на критическом отношении к позитивистским концепциям прогресса. В своих выводах о сути исторического развития, связанного с социальными преобразованиями, общественным устройством, философы приходят к утверждению о невозможности осуществления на земле идеально совершенного социального строя. Вот почему их историософия носит провиденциальный и эсхатологический характер. По их мнению, вся человеческая практика, все свидетельства истории подтверждают, что цель исторического процесса – в том, чтобы подготовить человечество к выходу из истории в метаисторию, иными словами, в «жизнь будущего века» в Царстве Божием. Важное обстоятельство, способствующее совершенству в этом Царстве – преображение души и тела, обожение по благодати.

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

1. Развитие русской философии в XI-XVII вв. Начальный период становления русской философии – XI-XVII вв. Этот этап называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Все эти названия имеют право на существование.

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

6. Антропологическая проблема в русской философии В истории русской философии можно выделить два основных направления в подходе к проблеме человека: материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.) и концепции

Из книги История русской философии т.1 ч.I-II автора Зеньковский Василий Васильевич

1. ИСТОКИ РУССКОЙ (РОССИЙСКОЙ) ФИЛОСОФИИ Предпосылкой становления русской философии была особая «ойкумена»: необъятные просторы богатой земли и люди, адаптировавшие византийскую и степную (монгольскую) культуры. В «великом синтезе» трех культур: языческой, византийской

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. История русской литературы является богатым культурно-историческим феноменом.Наиболее содержательным периодом русской философии является XIX в. Этот период был «золотым веком» в истории русской духовности, веком классики и

Из книги История русской философии автора Лосский Николай Онуфриевич

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

«Восток – дело тонкое». Основные черты философии Древнего Востока и ее

Из книги Очерки античного символизма и мифологии автора Лосев Алексей Федорович

XIX век – век становления русской философии

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Основные черты философии «всеединства» Вл. Соловьева Bл. C. Соловьев (1853–1900), сын историка С. С. Соловьева, получил блестящую домашнюю подготовку и воспитание в духе требований православной веры; окончил историко-филологический факультет Московского университета, где и

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Из книги Философские идеи Людвига Витгенштейна автора Грязнов Александр Феодосиевич

Социальная система и ее характерные черты Возможны два подхода к определению социальной системы. При одном из них социальная система рассматривается как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. Такое определение дается по аналогии с

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

II. СИМВОЛИЧЕСКИ–МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В ДОСОКРАТОВСКОЙ

Из книги автора

Становление русской философии В русской философии воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Философские идеи русских мыслителей (Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Бакунин и др.)

Из книги автора

204. В чем трагедия и преимущество русской философии? Мы обречены на язык; не только на язык как универсальный антропологический феномен, но и на язык как факт локальной национальной культуры. Есть области культуры, в которых гнет языка наиболее силен и болезнен. Таковой

Из книги автора

Основные черты аналитической философии 80-х годов Изменения, происходящие в аналитической философии, удобнее всего оценивать, соотнеся их с программой логического позитивизма (как она была выражена в работах Р.Карнапа). В то же время следует иметь в виду, что развитие

Из книги автора

1. Характерные черты любви Любовь – одна из самых больших загадок человеческого бытия.Зачем нужна любовь человеку? Почему существует так много видов любви? Почему любовь приходит и уходит? Как изменяется любовь с изменением общества? Когда она возникла и всегда ли она

В глобальном смысле философия - это концентрированное знание о мире. но в ее структуре выделяют отдельную область - философское знание, которое значительно отличается от обыденного. Структура философского знания, краткое описание которой включает перечень основных формируется постепенно, вместе с процессом специализации осмысления разных областей жизни.

Понятие философского знания

Исторически философия является источником всех знаний. В доантичные времена в ее структуру входили наука, математика, поэтика, представления о мире. Мыслители Индии, Китая, Египта осмысляли все вокруг, накапливали общие знания о мире и не выделяли в отдельные сферы, например, астрономию или анатомию. Все, что не относилось к религии и искусству, было философией.

В поздние античные времена начинает складываться специализация информации, и постепенно выделяется философское знание, принципиально отличное от научного. Структура и специфика философского знания кратко может быть представлена как человека, мира вещей и мира духа. Философия формирует комплекс знаний об которая не зависит от человека, но учит его строить свое поведение в соответствии с законами мироздания. Предмет философии, структура философского знания кратко могут быть названы словом миропонимание. Его главная задача - обнаружение закономерностей в существовании мира в целом.

Особенности философского знания

Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание - это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

Особенности и структура философского знания кратко могут быть обозначены как размышления о реальном и о должном. Философия размышляет не только о том, что есть в действительности, но и о том, как должно быть. Философия чаще всего отвечает на глобальные вопросы бытия, старается решить абстрактные проблемы всего человечества в целом. При этом философия использует логику и аргументацию, поэтому философское знание верифицируемо и объективно. Это не плод размышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на вопрос. Еще одной важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Оно является взглядом человека на самого себя со стороны.

Структура философского знания: краткое содержание и характеристика

Философия как область знаний отвечает на ряд главных вопросов, которые определяют сущность человеческого бытия. Философское знание подразделяется на различные функциональные аспекты в соответствии с главными сторонами осмысления действительности. Они и являются составными компонентами знания о мире. При этом структура философского знания и тесно взаимосвязаны. Именно функции ложатся в основу стратификации философского знания.

В стремлении представить всеохватное, универсальное знание о мире, философия выполняет такие функции, как: мировоззренческая, познавательная, ценностно-ориентирующая, критическая, коммуникативная, интегрирующая, прогностическая, воспитательная и некоторые другие. Каждая функция возглавляет особый раздел в философии и является элементом структуры философского знания.

В самом общем виде структура философского знания, основные разделы философии могут быть представлены как равноправные части целого, среди которых выделяются: онтология, аксиология, антропология, гносеология, праксиология, этика и логика. Таким образом, структура философского знания (разделы философии) охватывает все области размышлений ученых о сущности и предназначении бытия, а также о месте человека в этом мире.

Онтология в структуре философского знания

Главная и первая по происхождению часть философии - это онтология. Структура философского знания кратко может быть названа именно наукой о сущем. Философия отвечает на вопросы о том, как устроен мир, откуда он произошел, что такое время, пространство, в каких формах существует бытие. Онтология осмысляет все сущее, она стоит над всеми науками о мире, так как дает предельно универсальные ответы на глобальные вопросы. Онтология как часть философского знания возникает одной из первых в попытке человека осознать и осмыслить окружающий мир. Онтология рассматривает реальность в полноте ее воплощений: идеальной, материальной, объективной, субъективной и ищет общие закономерности появления и развития мира.

Аксиология в структуре философского знания

Еще одна важная функция философии - это ориентация человека в мире ценностей, выстраивание иерархии явлений и объектов действительности. Структура философского знания, кратко представленная, включает информацию об основных ценностях человечества. Аксиология помогает понимать значимость явлений и объектов, выполняет ориентирующую функцию. осмысляет значимость духовных и материальных явлений в жизни человека, она представляет размышления об универсальных, общечеловеческих ценностях и наборе субъективных ценностей отдельных социальных, этнических и демографических сообществ. Аксиологическая составляющая в структуре философии призвана помочь субъекту выстроить иерархию ценностей и осознать степень приближенности своего нынешнего состояния к идеалу.

Гносеология в структуре философского знания

Познание - важнейшая часть человеческой жизни и в частности философии. Структура философского знания, кратко характеризуемая как совокупность сведений о мире, включает такую значимую составляющую, как гносеология. Теория познания в первую очередь отвечает на вопрос о возможности познания мира и его сущности человеком. Так возникают течения, которые, с одной стороны, утверждают, что мир умопостигаем, а вторые, напротив, утверждают, что разум человека слишком ограничен и не может постичь законов мироздания. Кроме того, гносеология осмысляет такие проблемы, как особенности субъекта и объекта познания, изучает структуру процесса познания и его виды, рассуждает по поводу границ познания, о методах получения знаний и о том,

Логика в структуре философского знания

Структура и специфика философского знания, кратко определяемая как совокупность методов получения знаний, базируется на логике. Этот раздел философии формулирует законы и методы получения знаний, доказательств. По сути, логика диктует нормы мышления, она управляет процессом получения достоверного знания. Она помогает человеку найти путь достижения истины, причем используемые методы должны приводить разных людей в ходе познания к одним и тем же результатам. Это позволяет говорить о верифицируемости и объективности знания. Законы логики универсальны и применимы к любой науке, в этом состоит философское значение логики.

Праксиология в структуре философского знания

Структура философского знания кратко описывает различные аспекты существования человека. Важной составляющей при этом являются философские размышления о деятельности человека, этот раздел называется праксиологией. Основные вопросы, на которые ищет ответы данная часть философии, - это что такое человеческая деятельность, в чем значимость труда и практических навыков в жизни человека, как деятельность влияет на развитие человека. Предмет и структура философского знания кратко представляют характеристику методов достижения человеком результатов в практической деятельности.

Этика и философское знание

Место этики в структуре философского знания кратко можно описать, как регуляцию поведения человека. Этика - это нормативная часть философии, которая ищет ответы на вопросы, что есть добро и зло, каковы универсальные законы морали, что такое добродетель и как ее достичь. Этика формулирует универсальные моральные законы в виде идей о должном. Она диктует человеку определенные стандарты и нормы поведения, которые помогут ему двигаться по направлению к идеалу. Этика исследует природу и нормы морали, помогает человеку подняться над своей биологической сущностью и найти путь к духовному существованию.

Антропология в структуре философского знания

Структура и функции философского знания кратко могут быть определены также как размышления о происхождении и развитии человечества. Эта сфера человеческого знания осмысляет природу и сущность человека как представителя биологического вида, она размышляет о степени духовности и социальности человека, и, главное, она рефлексирует по поводу смысла жизни человека, о том, насколько он поддается вербализации и какую роль играет в жизни и развитии человека. Основной круг проблем, осмысляемых включает рефлексию по поводу сущности и существования человека, размышления о связи человека со Вселенной, о возможности развития и совершенствования человечества.

В.А. Апрелева

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. НИЖНЕВАРТОВСКЕ

ББК 87.66

Рецензенты:

К.Н.Любутин

доктор философских наук, профессор Б.В.Емельянов

Апрелева В.А.

А 771 Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

Учебное пособие по философии включает содержание лекций, семинарских занятий, сборник практических упражнений по философии и вопросы для повторения. Автор рассматривает основные исторические типы философии, концепции и школы, основные проблемы философии, ее роль в жизни человека и общества.

ББК 87.66

© В.А. Апрелева, 2006

© Пайдейя, 2006

Введение. Что такое философия?.. 8

1. Основные черты философского знания. 8

2. Мировоззрение и его структура.. 16

3. Предназначение философии. Ее смысл и функции.. 20

Семинарское занятие на тему: Что такое философия?. 21

Литература для самостоятельного чтения: 21

Темы рефератов: 22

Вопросы и упражнения: 23

Часть первая. Исторические типы философии и философствования.. 26

Глава I. Древнегреческая философия.. 27

1. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н.э.) 28

2. Элейская школа: Гераклит (V в. до н.э.) 31

3. Атомизм. Пифагорейская школа. Софизм (V в. до н.э.) 34

4. Философия Сократа.. 42

5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в. до н.э.) 48

6. Философия эпохи эллинизма.. 62

Семинарское занятие на тему: Античная философия. 68

Литература для самостоятельного чтения: 68

Темы рефератов: 69

Вопросы и упражнения: 69

Глава II. Средневековая философия.. 90

1. Характерные черты средневековой философии.. 90

2. Раннехристианская философия: Августин Блаженный.. 94

3. Фома Аквинский.. 98

Семинарское занятие на тему: Философия Средневековья. 101

Литература для самостоятельного чтения: 101

Темы рефератов: 102

Тексты для анализа: 102

Глава III. Философия эпохи Возрождения.. 109

1. О хронологии Ренессанса и его месте в истории философии.. 109

2. Пантеизм и неоплатонизм эпохи Возрождения. 113

3. Проблема человека.. 118

4. Философия красоты и творчества Возрождения. 119

5. Противоречивость философско-эстетических устремлений идеала Ренессанса и причины его кризиса 125

Глава IV. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 129

1. Характерные черты философии Нового времени.. 129

2. Ф.Бэкон: Разработка индуктивного метода.. 133

3. Философия Декарта.. 137

4. Философия Спинозы.. 141

5. Лейбниц и его монадология. 144

Семинарское занятие на тему: Философия Нового времени.. 145

Литература для самостоятельного чтения: 145

Темы рефератов: 146

Вопросы и упражнения: 146

Практические задания: 147

Глава V. Немецкая классическая философия.. 149

1. Философия И.Канта: понимание человека и его отношение к миру.. 150

2. Основные идеи в системе трансцендентального идеализма Ф.В.Й.Шеллинга.. 164

3. Философский метод и система Г.В.Ф. Гегеля. 178

Философская система Гегеля. 192

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.. 205

Семинарское занятие на тему: Немецкая классическая философия. 208

Литература для самостоятельного чтения: 208

Темы рефератов: 209

Практические задания и вопросы: 209

Тексты для анализа: 211

Глава VI. Основные проблемы русской философии XIX - начала XX вв. 222

1. Славянофилы и западники.. 222

2. Философия всеединства В.С.Соловьева.. 224

3. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского.. 229

4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии.. 233

5. Смысл духовности в философии серебряного века.. 257

Семинарское занятие на тему: Основные идеи русской философии XIX-XX вв. 280

Вопросы для самопроверки: 280

Литература для самостоятельного чтения: 281

Темы рефератов: 283

Вопросы и упражнения: 284

Глава VII. Основные направления постклассической философии.. 285

1. Прагматизм.. 285

2. Иррационализм.. 287

3. Неотомизм.. 310

4. Аналитическая философия: Л.Витгенштейн.. 312

Семинарское занятие на тему: Основные направления современной западной философии 314

Литература для самостоятельного чтения: 314

Темы рефератов: 315

Вопросы и упражнения: 315

Тексты для анализа: 316

Часть II. Основные проблемы философии.. 323

Глава I. Онтология.. 323

1. Бытие. 323

2. Учение о материи.. 331

3. Движение. 334

4. Пространство и время. 336

Семинарское занятие на тему: Философское учение о бытии. 339

Литература для самостоятельного чтения: 340

Темы рефератов: 342

Вопросы и упражнения: 342

Тексты для анализа: 343

Глава II. Проблемы онтологии культуры... 352

1. Язык - дом бытия. 352

2. Выражение граней бытия в художественном времени.. 362

3. Пространствопонимание как условие бытия культуры.. 372

4. Универсальные связи бытия. 389

ГЛАВА III. Сознание.. 393

1. Общее понятие о сознании.. 393

2. Развитие форм отражения - предпосылка сознания. 395

3. Структура сознания. 396

4. Парадигмы сознания в истории философии.. 398

Семинарское занятие на тему: Сознание как философский феномен. 410

Литература для самостоятельного чтения: 411

Темы рефератов: 412

Вопросы и упражнения: 413

Тексты для анализа: 413

Глава IV. Теория познания.. 431

1. Мир знания. 431

2. Возможность познания. 432

3. Практика - основа познания и цель познания. 433

4. Чувственное и рациональное познание. 435

5. Истина.. 437

6. Абсолютная и относительная истина.. 440

7. Проблема истины в творчестве. 442

Схемы.. 456

Семинарское занятие на тему: Основные проблемы гносеологии. 460

Литература для самостоятельного чтения: 460

Темы рефератов: 461

Вопросы и упражнения: 461

Глава V. Научное познание, его основные приемы и методы... 463

1. Наука как система знаний и вид духовного производства.. 463

2. Приемы и методы научного мышления. 473

3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 479

Семинарское занятие на тему: Научное познание и его специфика. 492

Вопросы для самопроверки: 492

Литература для самостоятельного чтения: 493

Темы рефератов: 495

Вопросы и упражнения: 495

Глава VI. Развитие мира и его законы... 496

1. Исторические формы диалектики.. 496

3. Законы и принципы диалектики.. 507

Семинарское занятие на тему: Развитие мира и его законы.. 522

Литература для самостоятельного чтения: 522

Темы рефератов: 523

Вопросы и упражнения: 523

Глава VII. Проблемы человека в философии.. 525

1. Философская антропология. 526

2. Человек, индивид, личность. 534

3.Свобода личности и ответственность. 539

4. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека. Смысл жизни.. 544

Семинарское занятие на тему: Проблемы человека в философии. 550

Литература для самостоятельного чтения: 550

Темы рефератов: 552

Вопросы и упражнения: 552

Тексты для анализа: 552

Глава VIII. Мир человека в мире искусства.. 567

1. Русская музыка и идеи экзистенциализма в культуре ХХ века.. 567

2. Философские и религиозные идеи преображения человека и космоса в музыке “серебряного века” 587

Вопросы для самопроверки: 609

Вопросы для повторения.. 611


Введение.
Что такое философия?

Основные черты философского знания

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к истине. В этом смысле слово "философия" употреблялось впервые в сократической школе. Слово "philosophos" впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием "философия", в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христианского средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъестественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. То есть существует множество определений философии.

Каковы же основные черты философского знания? Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, - тому нечего делать в философии. Философское знание - это культура разумного мышления, которая не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. Она выражена не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Что означает для меня природа и ее смерть? Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она формирует совесть и, прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека; стремится выявить наиболее общие и необходимые связи человека с миром природы и общества, с другими людьми. В данном случае мы получаем дополнительную исходную характеристику философского знания - это знание общего, то есть всеобщность философского знания, философия обосновывает общее отношение к миру. Еще одна особенность философского знания состоит в том, что оно облекает свои решения в рациональную форму, рационально обосновывает свои положения. Если мы сопоставим философию и религию, то увидим, что религия опирается, прежде всего, на веру, формирует определенные догматические положения, которые должны приниматься без доказательств. А философия стремится дать рациональное обоснование своих выводов.

Философия возникает в единстве с наукой и сохраняет черты сходства с ней. Это сходство проявляется, во-первых, в теоретическом характере знания, даваемом наукой и философией. Это знание объясняет действительность, опираясь на логические выводы и доказательства, и выражается в абстрактных понятиях и категориях. Во-вторых, науку и философию роднит отношение к истине как высшей ценности, как самоцели духовной деятельности. Вместе с тем, между наукой и философией есть существенные различия. Так, если для науки предметом изучения является мир сам по себе, то философию мир интересует в его соотношении с человеком; что такое человек, что он может знать, что он должен делать, на что он может надеяться? - вот вопросы, которые являются отправными для философии (И.Кант).

В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы знаем больше, чем древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.

Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, одинаковой для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. "Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия" (К.Jaspers. Einfuhrung in die Philosophie, 1950)

Интеллектуальная и духовная элита ценит философов за их способность думать о великом, вечном, обращаться к запредельному, постигать глубины смысла. У людей с обыденным, «здравым» сознанием подобное стремление вызывает отнюдь не восхищение, а категорическое неприятие, непонимание, отторжение. Для них философия – нечто абстрактное и бесполезное (ведь знание метафизики рублями не обогащает), а также сомнительное, ибо отнимает простые удовольствия жизни, разрушает привычный уклад, привычное – в поверхностности – понимание счастья, ценностей, утилитарное осмысление себя и своего места в мире.

Это противоречивое отношение к философии целиком, и в усиленной форме переносится на ее носителей – философов, и так было всегда, со времен Гераклита и Демокрита, Сократа и Платона. Философ строит свою жизнь в состоянии перманентной битвы за свое право быть собой, не таким как все, за право транслировать свое инобытие людям, поэтому пространство, которое создается и формируется вокруг философа, столь же неординарно и неоднозначно. С одной стороны, оно призвано стать неким центром духовности, становления и совершенствования; с другой стороны, пространству философа свойственны элитарность, обособленность и крайняя степень ответственности. Важнейшими специфическими чертами этого пространства являются персонализм, рефлексивность, предельность, метафизичность, скептицизм, антропологизм, экзистенциальность, вопрошание.

Персонализм здесь понимается как самодостаточность, личностность, самоопределенность. Под рефлексивностью полагаются мета-мыслительные движения, работающие с внутренним миром человека в его упорядоченности и гармонизации миром божественным. Предельность предполагает максимально общий, теоретический, абстрактный характер аналитического, логического, дискурсивного мышления. Метафизичность – его сущностную, духовную укорененность. Скептицизм рассматривается как принцип действенного, оперативного сомнения, вне которого нет выходов к новым горизонтам познания. Антропологизм есть центрирование всей философской проблематики сквозь призму человеческой реальности. Экзистенциальность осознается как переживание, врастание в разрешаемые проблемы всей целостностью человеческого существования в ее глубинно-эмоциональной окрашенности предельными состояниями. Вопрошание есть средство смыслопорождения и оформления собственных философских, мировоззренческих позиций. При этом проект развития личности реализуется в познании посредством философии, посредством занятий философией.

По-прежнему не стихает дискуссия относительно того, к какому роду культурных явлений отнести философию. Этот спор, по существу, сконцентрировался вокруг вопроса о том, является ли философия наукой или она есть нечто, качественно отличное от научного познания мира? Острота этого вопроса такова, что, по сути, равносильна вопросу жизни и смерти для самой философии.

Если признать философию наукой, то она утратит свое культурное своеобразие и станет в один ряд с позитивным научным знанием. Если, с другой стороны, противопоставлять философию и науку, то мы рискуем представить первую как нечто, лишенное логической строгости и обоснованности, достоверности и общезначимости. Таким образом, в первом случае философия перестает быть сама собой, а во втором - как бы теряет свою значительность, что также равнозначно вынесению ей смертного приговора. Для того чтобы достойно выйти из этой проблемной ситуации и дать достоверное обоснование статуса философии, необходимо хотя бы мельком взглянуть на то, в каких модификациях она существовала.

Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Это не удивительно, ибо философия, как любовь к мудрости, подобно мифическому Протею, может принимать обличья тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости. Так, например, философия Платона пронизана мифами и сама похожа на миф, где царствует величественный персонаж - Сократ, олицетворяющий мудрость в чистом виде. Римские стоики усилиями Сенеки и Марка Аврелия превратили философию в разновидность моральной проповеди. Средневековая философия, в свою очередь, конституировалась как служанка богословия, а в Новое время эталоном философского знания стала наука. Сейчас мы знаем, что философия существует и в виде строгой научной теории (учения И. Канта, Гегеля, Э. Гуссерля и др.), и в ткани художественного повествования (романы Ф.М. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе). Она может иметь форму систематизированного знания и представать в виде эссе, мозаики афоризмов и житейских наблюдений (именно так писали свои произведения Ф. Ницше, В.В. Розанов). Однако не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Оно может детерминироваться социальным заказом, злобой дня, вызовом времени, кризисом глобального порядка... Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы ни изменялось ее содержание, она всегда хранила в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняла с разной степенью успеха в жизни общества и человека.

Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии , ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание. По словам В.В.Зеньковского (1881-1962) «философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации».

Так, в античной философии такое единство было выражено в архе. Архе, как начало нематериальное, сверхчувственное, духовное не только скрепляет весь мир, но делает его живым, динамичным, способным к развитию. В разных культурах сформировалось свое представление о таком объединяющем начале. В индийской культуре такой первоосновой признается дхарма, в китайской – дао, в христианской – Логос. Разные исторические эпохи и конкретные мыслители вносят свои коррективы в представления о первооснове сущего. В Новое время в Европе она трактовалась как субстанция, Гегелем понималась в качестве абсолютной идеи, А.Шопенгауэром – мировой воли. Вл.Соловьев создал философию всеединства, Н.Бердяев полагал первичной предвечную свободу, в XX столетии многие мыслители открыли для себя экзистенцию.

Интегрирующая роль философии относится не только к миру в целом. Вторая задача философии заключена в создании мировоззренческой основы конкретного типа культуры. В этом смысле, философия возникает на той стадии развития общества, народа или цивилизации, когда они не только достигли пика своей зрелости, но и обнаружили серьезные проблемы стадии глубокого кризиса, требующего перехода на более высокую ступень социально-исторического бытия. Именно философия предстает как способ теоретического осмысления основ жизни общества, данного народа или конкретной цивилизации. Она вырабатывает свои представления о причинах кризиса (духовного, культурного, социального), путях и целях дальнейшего развития социума и истории. К примеру, философские учения Платона и Аристотеля были созданы в период глубокого кризиса античной полисной системы и афинской демократии. Немецкая классическая философия родилась в стране, которая прозябала «на задворках» Европы, не имея централизованного государства. Именно философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. Каждый народ имеет свою более или менее оригинальную философию, свое представление о мудрости и путях к ней.

Можно сказать, что философия рационализирует, делая всеобщим достоянием, определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ или нацию, разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т.п.) - в одну культурную традицию, многообразие религиозного опыта - в один тип духовности. Например, интерес британской философии в основном сводился к проблематике теории познания, а истина трактовалась англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истинно то знание, которое приносит пользу. Следовательно, утилитаризм и практицизм британской философии, отражающий коренную особенность менталитета островного народа, и послужил тем рациональным принципом, который объединил данный народ и его культуру в единое целое. Иное дело - германская философия, имевшая тенденцию придавать знанию абсолютный характер и заключавшая его в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку.

Третья важнейшая задача философии – выполнение интегрирующей роли в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Мировоззрение – это система убеждений, сознательных представлений о мире в целом и о себе, как части этого целого. Чем более последовательны, определенны, устойчивы, стройны убеждения человека, тем более яркой и значительной личностью он предстает в обществе. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слажены между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем ближе она к мудрости. Философия – это способ созидания, в первую очередь, самого человека в процессе его соотношения с самим собой и окружающим миром, в его полагании себя и мира. Человек является подлинным ядром всех философских проблем, потаенной сердцевиной всех философских вопросов, центром, стягивающим в целостность всякое философствование и всякую философскую систему. А все философские вопросы и проблемы при этом есть не более, чем модусы человеческого бытия, как источника философского вопрошания.